sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Category:

Страсти по Николаю: зачем понадобился нашей власти этот непутевый царь?

В последние годы возникла тенденция по возвеличиванию последнего российского императора, которая местами принимает довольно причудливые формы и порой доходит до абсурда.

Началось все с того, что нашли останки царской семьи и перезахоронили со всеми положенными почестями. Казалось бы, дело сделано, справедливость восстановлена, можно на этом ставить точку. Но нет, почитателям зачем-то потребовалось канонизировать императора, хотя на роль святого Николай Второй явно не тянет. Принял мученическую смерть? Так ведь не он один. А чем кроме этого Николай выделяется из всех остальных, кто был расстрелян без суда и следствия во время революции и гражданской войны?


В ходе бунта в Кронштадте матросы многих своих командиров побросали с моста, головой об лед – тоже смерть не из приятных. Однако убитых в Кронштадте офицеров никто не пытается канонизировать подобно Николаю.

Кстати на момент расстрела Николай уже полгода как не был императором, поэтому по статусу ничем не отличался от тех же кронштадских убиенных.

И отречение Николая от престола – скорее проступок, чем подвиг. Фактически бросить империю, да еще и во время войны, да еще и не обеспечив передачу власти в надежные руки – это можно квалифицировать как отступничество и даже измену.

Власть при монархии – это по сути крест, который монарх должен нести до конца. Николай фактически бросил свой крест – именно бросил, потому что не позаботился, чтобы его принял более сильный и достойный представитель Дома Романовых. И поехал отдыхать как ни в чем не бывало, словно ничего особенного и не случилось.

Так за что ему оказывать особые почести? За две проигранные войны? За проявленную слабость? За отступничество, брошенный крест? Или за профнепригодность, которую он в конце-концов сам же и признал, отказавшись от власти?

Да его за все это надо скорее судить, чем канонизировать. И расстрелявшие его большевики виноваты лишь в том, что осуществили расстрел без суда, а если бы устроили суд и расстреляли по приговору – были бы сто раз правы.

Вот детей императора – да, жаль, их лишили жизни без вины. Но канонизируют не детей, а отца, который виновен в крушении империи – и косвенно в расстреле своей семьи тоже.

Чем он вообще отличился? Что важного за свою жизнь совершил, не считая участия России в Первой мировой войне, которую он даже не потрудился завершить? Нигде я не встречал ни единого аргумента в пользу канонизации Николая, кроме того, что он был расстрелян.

Так почему же его пытаются представить святым – а, скажем, не Павла, которого тоже убили без суда, причем еще более жестоко? Почему не Ивана Васильевича, который уж точно сделал для государства больше, чем все последние императоры?


И ведь канонизацией дело не ограничивается.

Стоило появиться фильму «Матильда», как снова разгорелись страсти – началась кампания по запрету фильма, посыпались обвинения в адрес режиссера. Опять же – почему? Мало ли спорных с исторической точки зрения фильмов выходит на экран, в том числе про российских правителей?

Тот же фильм «Царь» Лунгина про Ивана Грозного – очень спорный с исторической точки зрения. Грозный в нем показан сумасбродным тираном, однако этот фильм не вызвал какой-то особенной бури страстей.

Петра Первого вообще стало принято хаять чуть ли не на государственном уровне, хотя после него, в отличие от Николая, осталась сильная империя, которая просуществовала больше двухсот лет. И Петр, в отличие от Николая, выиграл войну, а не проиграл.

Так почему же именно Николая Второго страстно пытаются возвеличить, уберечь от любых нападок, представить едва ли не лучшим правителем России, хотя факты говорят об обратном?

Думаю, ответ на это прост и лежит не в делах самого Николая, а в потребности нынешней власти сыскать положительный образ отца-основателя, стоявшего у истоков государства в его нынешнем виде.

У американцев есть Авраам Линкольн и Джордж Вашингтон. У французов – генерал Де Голль, основатель и первый президент Пятой республики. У Советского Союза был Ленин, чьи памятники и бюсты стояли по всей стране, а профили изображались на банкнотах, почетных грамотах, орденах и медалях.

А у нынешней российской власти нет отца-основателя, которого было бы не стыдно славить и изображать на почетных грамотах.

Ельцин не годится, потому что остался в народной памяти алкашом и предателем. Правда, его образ тоже пытаются отмыть, ради чего и построили ему музей – но это вызывает в народе больше нареканий, чем добрых слов.

Горбачев тем паче не годится: с одной стороны, народ ценит его не больше Ельцина, а с другой, он не подходит на роль основателя РФ, так как ничего не основал – ни прямо, ни косвенно. И с самим Ельциным не ладил. Да еще и свалил за границу, где жил припеваючи, пока страна пробивала одно дно за другим.

А кто еще? Чубайс? Гайдар? Черномырдин?

Не было в 90-е, когда формировалось нынешнее государство, такого деятеля, чтобы имя его отзывалось добром в народе, а профиль был бы величественный и смотрелся красиво – ни одного!

Все деятели, стоявшие у истоков РФ, вызывают матерную брань разной этажности – и больше ничего.

Правда, есть еще Путин, чей рейтинг пока высок – но не факт, что это навсегда. И на роль отца-основателя он не годится, так как получил власть от того же Ельцина в уже готовом виде.


И этот вакуум деятелей, стоявших у основания РФ, которых можно было бы показать народу, не получая в ответ плевки и матюки, привел власть, элиту и часть общества к личности Николая Второго.

Да, он жил сто лет назад, задолго до образования Российской Федерации – однако в определенном смысле стоял у ее истоков.

Ведь что такое современная РФ? По сути это попытка возвращения к февралю 1917 года, когда Россия перестала быть империей с монархической формой правления и стала республикой.

Россия в ее нынешнем виде – это государство, которое по мнению его создателей должно было получиться после 1917 года, не будь советской власти. То есть страна без советской власти и имперских амбиций, с республиканской формой правления и буржуазной демократией. Примерно та Россия, что оставил после себя Николай Второй – не в смысле границ, а в смысле общественно-политической системы, если не вдаваться в детали, а сравнивать только основные принципы. И нынешняя власть – примерно то же самое временное правительство, только очень засидевшееся на своих местах.

Поэтому концептуально Николай Второй очень даже подходит на роль отца-основателя Российской Федерации. В гораздо большей степени, чем Ельцин, не говоря уже про Горбачева.

По имиджу Николай Второй тем более выигрывает у всех деятелей эпохи Ельцина и Горбачева. В сравнении с ними он просто гигант, исполин и отец русской демократии, отказавшийся от престола ради создания демократической республики.

Правда, на самом деле Николай отрекся от престола в пользу брата, а тот не принял бразды правления – и только поэтому Россия стала республикой. Однако для обывателя, не знакомого с этими историческими деталями, Николай Второй выглядит именно как последний император, положивший конец монархии и превративший Россию в республику. Тем более что по факту получилось именно так – именно отречение Николая положило конец монархии и начало республиканской форме правления в России.


Вот потому и носится нынешняя власть с образом Николая Второго, пытаясь представить его в лучшем виде, канонизировать и не допустить, чтобы всякие режиссеры пачкали светлый лик их грязными историями.

Не потому что он был в самом деле так хорош, а потому что у современной власти нет другой личности, которую можно было бы предъявлять народу в качестве нашего Вашингтона или Де Голля.

Все другие – Ельцин, Горбачев, Чубайс, Гайдар – вызывают у народа приступы тошноты, желание материться и поливать их мемориальные доски зеленкой.

И только Николай Второй вызывает у значительной части общества либо почтение, либо хотя бы сострадание по отношению к его семье.

Исключить Николая – и не останется вообще никого, достойного упоминания в контексте основания РФ: только крысы, воры и подонки разного калибра и всяких сортов. А когда в этом контексте некого упоминать, кроме крыс, предателей и всякого рода подонков, возникает вопрос: что из себя представляет такое государство и есть ли у него сколько-нибудь светлое будущее.

Нельзя, чтобы у истоков государства не было хотя бы одного героя, отца-основателя и яркой личности, вызывающей в обществе положительные эмоции. У большевиков был Ленин, у американцев Линкольн и Вашингтон, у французов де Голль... Вот и нынешняя власть нуждается в каком-то светлом героическом образе, хотя бы даже вековой давности.

Отсюда и страсти по Николаю.

Александр Русин

Ссылка.


Tags: мнение, политика, правители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments