sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

Биотрон — советский город будущего

В 1970-е советская урбанистика отошла от концепции «линейного города». Более передовой системой виделся «Биотронград». Он представлял собой череду 55-этажных домов, в каждом из которых жили бы 5 тысяч человек. Десять биотронов составляли бы самодостаточный мини-город, который сам себя обеспечивал всем необходимым. Десять биотронов — райцентр. Десять райцентров — областной центр. Все части этой системы связывались бы вакуумным поездом, развивавшим скорость 900 км/ч. Советские урбанисты мечтали, что в результате конвергенции Запада и Востока, капитализма и социализма, весь мир был бы покрыт такими «Биотронгородами».


С 1920-х годов советские проектировщики моделировали «линейные города» — плотную застройку вдоль транспортной артерии. В условиях дефицита ресурсов такие города казались идеальными: в них на единицу жилой площади и общественных пространства в 3-4 раза был меньше расход на коммунальную инфраструктуру (электричество, вода, отопление) и транспортные перевозки.

Ширина застройки предполагалась такой, чтобы житель имел возможность выйти из города за 20 минут (т.е. не более 1,5 км). Через равные промежутки в линейном городе располагались бы магазины, учреждения культуры и производственные цеха. (В некоторых вариантах проектов промышленная зона растягивалась параллельно жилой — вдоль другой стороны дороги). Таким образом в итоге получался вытянутый на десятки (или даже сотни) километров мегаполис. Но при этом его можно было покинуть пешком за 15-20 минут — и тут же оказаться на природе.

Первым разработчиком «линейного города» в СССР считался Николай Милютин. Его помощниками были архитекторы, работавшие в Строительном комитете РСФСР: И.Леонидов, M.Гинзбург, А.Пастернак. Вместе с архитектором В.Семёновым им удалось разработать и реализовать проект крупнейшего города ленточного типа — Сталинграда. Город состоял из двух параллельных полос — промышленной и жилой. Между ними тянулась зелёная защитная зона, на территории которой располагались предприятия общественного питания, проходные ворота заводов и другие учреждения. При расширении предприятия или при присоединении к нему других заводов индустриальная зона могла беспрепятственно удлиняться, а вместе с ней автоматически вырастала и параллельная ей жилая и природная зона. Расстояние между лентой заводов и лентой жилищ определялось в 500-700 м (максимум 1500 м) в зависимости от категории вредности предприятий. В итоге Сталинград/Волгоград узкой полосой растянулся на 60 км.


Но для массового строительства линейных городов требовался скоростной транспорт: пассажирские поезда должны были иметь скорость не менее 200 км/ч (только сегодня таких скоростей в России достигли немецкие «Сапсаны»), чтобы люди могли тратить на дорогу в городах длиной по 100-200 км не более 45 минут от дома до работы. Трассу должны были дополнять скоростные трамваи и другой общественный транспорт. Такие сложные городские системы Советский Союз потянуть не смог. И тогда в 1970-е появились проекты «компактных городов», чей принцип с «линейными городами» был схож только в одном: близостью к природе, которая начиналась бы прямо от дома.

В концентрированном виде такой проект — названный Биотронградом — в журнале «Техника — молодёжи», №12, 1978 год, изложил болгарский автор под псевдонимом Николай Христов. Его настоящее имя — Николай Близнаков. Он был известным писателем-фантастом. Мы приводим его статью «Биотронград — город будущего».

«Каким будет город недалёкого будущего? Этот вопрос интересует не только урбанистов и футурологов, но и всех, кто планирует на десятки лет вперёд развитие разных областей деятельности человека. Этот вопрос интересует и молодёжь, так как близкое будущее принадлежит ей.

Предлагаемая нами модель города будущего — Биотронград — не утопия, так как она основана на современных научных достижениях биологии и техники. Биотронград представляет собой линейный город, составленный из биотронов, связанных в единую коммуникационную систему.

Биотрон — это 55-этажный дом на 5 тысяч человек, где производится всё необходимое для повседневных нужд его жителей. Здание состоит из трёх основных частей: жилой, обслуживающей и производственной. Жилая часть расположена в трех благоприятных в климатическом отношении сторонах здания, начиная с пятого этажа и выше. На пятидесяти этажах находятся квартиры для пяти тысяч человек. В первых пяти этажах — общественная кухня, школы, физкультурные залы, кинотеатр, клиника, лаборатории. ателье, кабинеты, клубы, помещения для игр и развлечений.

Центральная часть здания, его ядро, представляет собой четырёхгранную призму, которая проходит по всей высоте здания и немного возвышается над окружающей ее жилой частью. Здесь расположены плантации, фермы, производственные цехи, очистительные сооружения. Каждый биотрон построен по индивидуальному проекту.

Техноплантации полностью автоматизированы. На многоэтажных стеллажах без почвы в искусственных растворах и при электрическом освещении выращиваются все растительные культуры, необходимые для питания людей и домашних животных, а также для изготовления одежды.

На фермах, оборудованных климатическими установками и сооружениями для очистки воздуха и удаления отходов, содержатся домашние животные, птицы и рыбы. Здесь производится вся необходимая продукция животного и растительного происхождения.

Сточные воды отводятся по отдельным трубам канализационной сети биотрона и поступают в соответствующие очищающие или регенирирующие сооружения.


Совершенно одинаковое устройство и режим работы автоматизированных систем биотрона позволяют использовать дистанционное управление по единым программам с помощью ЭВМ и техники дальней связи.

Производственная призма на каждом этаже окружена коридором, куда выходят двери квартир и производственных служб, лестницы, лифты. В каждом биотроне можно заказать себе одежду и обувь из естественных волокон, кожи и меха.

Биотроны располагаются по пяти в ряд, на протяжении трёх километров. Каждые два ряда связаны районным центром, в котором находятся административные службы, коммуникационные узлы, театры, библиотека, выставочные залы. Районный центр обслуживает 50-тысячное население всех десяти биотронов. Каждый десятый районный центр — областной. В нём есть высшие учебные заведения, научные институты, администрация.

Биотронград располагается в огромном парке шириной 5 км и неограниченном по длине. Полоса парков с биотронами, разветвлённая и составляющая общую сеть, охватывает всю планету, располагаясь в самых красивых частях континентов.

Транспортом внутри биотрона служат пассажирские и товарные лифты, конвейеры, электрокары-автоматы.

Связь биотронов с районным центром осуществляется транспортными кабинами, расположенными в галерее, проходящей неглубоко под землей. Уже разработаны проекты для подобного вида транспорта. При вызове кабина отделяется от конвейера и с помощью лифта достигает квартиры на соответствующем этаже, а если необходимо, доставляет пассажиров в вагон поезда метро, связывающего районные центры.

На больших расстояниях используется скоростной вакуумнотрубопроводный транспорт на магнитной подушке. В туннеле на глубине до 50 м расположены две параллельные стальные трубы, каждая диаметром 3,66 м, в которых поддерживается вакуум. Станции расположены через каждые 200 км, и отрезки между ними абсолютно прямые. На станциях в шлюзовой камере при нормальном давлении происходит пересадка пассажиров на другие линии. Вагоны рассчитаны на 136 пассажиров. Линейный электродвигатель разгоняет поезда до скорости 900 км/ч.


Таким образом, транспортная сеть Биотронграда, скрытая под землёй, не мешает людям жить: на поверхности в прекрасных парках ходят только пешеходы. Среди цветов и деревьев возвышаются красивые и величественные биотроны, а между ними — детские и спортивные площадки, плавательные бассейны, пляжи и стадионы.

Город будущего, несомненно, будет городом окончательно завершённой научно-технической революции, а это значит, полной механизации и автоматизации производства. Это будет город мира, город человека, достигшего совершенства в своём физическом и духовном развитии, и человечества, достигшего вершины своих социальных отношений и общественной организации».

Ссылка.


Tags: интересное, история, проекты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment