sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Пятиголовый монстр

Как британцы решили линкор на гусеницы поставить, и что из этого вышло

Сложно представить, но всего сто лет назад танки были диковинной новинкой. Военные чесали репу, не очень понимая, что с ними делать. То есть, понятно, что штуковина, закованная в броню и оснащённая кучей стволов — это едрически круто. Но вот как именно её применять? Отсутствие этого понимания приводило к появлению тех ещё монстров разной степени удобоваримости.


Одним из них был танк с несколькими башнями. Он должен был, вонзившись в ряды противника, стрелять из пушек и пулемётов сразу во все стороны, как герои модных боевиков. Да и выглядел устрашающе — как миниатюрный линкор, поставленный на гусеницы.

Проблема в том, что машина по тогдашним меркам выходила слишком сложной. Только страна с развитой промышленностью могла осилить производство многобашенных чудищ. Неудивительно, что первыми они появились в Великобритании, на родине танка.


Танк А1Е1 в танковом музее в Бовингтоне. Стильные заклёпочки, правда?

Танк A1E1 был создан в 1926 году фирмой «Виккерс». Он получил название Independent — «Независимый». Название говорило само за себя: создатели хотели, чтобы машина была способна действовать в одиночку, без поддержки и прикрытия (ну чисто Шварцнеггер в фильме «Командо»!).

Танк имел пять башен. Большую центральную сделали округлой, чтобы вражеские пули и снаряды рикошетировали. В ней размещалась 47-мм пушка. Большую башню окружали четыре маленьких, в каждой из которых стояло по пулемёту калибром 7,7 мм. Задняя левая башня была зенитной — пулемёт в ней мог подниматься выше остальных и стрелять по самолётам.


Тут хорошо видны люки для носилок и пулемёт в «зенитной» башне

По тогдашним меркам танк имел нехилую броню — 13 мм, что надёжно защищало его от пуль. Самые важные места прикрывались бронёй ещё большей толщины — 28 мм, её не всякая тогдашняя пушка пробивала. Экипаж состоял из восьми человек: механик-водитель в рубке спереди, наводчик с заряжающим в главной башне, четыре пулемётчика в маленьких башнях и командир. Командир обитал в главной башне и мог отдавать приказы подчинённым при помощи переговорного устройства. Это было запредельным новшеством, в других танках экипаж общался в основном жестами (всё больше матерными, потому что в танке очень шумно, и обычным голосом, без гаджетов, разговаривать невозможно).


Танк Т-35. Отличался от прародителя более мощным вооружением — три пушки и до семи пулемётов

Интересный факт: люки в бортах, хорошо заметные на фотографиях танка, были специально рассчитаны по размерам так, чтобы через них проходили британские армейские носилки. Это должно было облегчить эвакуацию раненых членов экипажа.


Танк Гротте. Первая советская попытка сделать многобашенную машину

Увы, «Независимый» был настолько независим, что так и остался единственным экземпляром. Во-первых, цена, помноженная на число требуемых машин, так испугала финансистов, что они икали ещё неделю. А во-вторых выяснилось, что командовать сразу несколькими огневыми точками сложно (сюрприз!). Настоящий линкор в море имеет для этого целую рубку с кучей офицеров, а тут командир один-одинёшенек. В боях «Индепенденту» тоже не довелось поучаствовать, зато с 1935 года он красуется в Бовингтонском музее, впечатляя посетителей своим видом. Будете проездом, передавайте от нас привет!


А это немцы постарались. Танк Nbfz

Впрочем, идея не умерла. В СССР, где за британскими новшествами в танкостроении следили очень внимательно, танки такого типа выпускались серийно. Средние трехбашенные Т-28 и тяжелые пятибашенные Т-35 стали визитной карточкой «красного танкостроения» 1930-х годов. И участвовали в Великой Отечественной войне, хотя и без громких успехов. Зато выглядят устрашающе, согласитесь?

Александр Гребнев

Ссылка.


Tags: интересное, оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments