?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как недавно выяснилось, многие жители Латвии старшего поколения с ностальгией вспоминают СССР. «Советской оккупации» они припомнить не могут, зато помнят свою сытую, довольную и счастливую жизнь в ЛССР. При Союзе в Латвии была создана серьезная промышленность, Прибалтика была естественными экономическими воротами в Европу. Через латвийский порт Вентспилс «при оккупантах» в Старый Свет транзитом шло до 30 миллионов тонн нефти, что приносило «оккупированным» латышам до 10% всего их бюджета.


Прибалтика первой выскочила из состава СССР и устремилась в объятия Европы. Однако счастья ей это не принесло. За «европейский» выбор, например, Латвия заплатила деиндустриализацией, миграцией трудоспособного населения и попаданием в антирейтинг самых бедных стран Евросоюза. Закономерным итогом прозападной ориентации стало резкое ухудшение отношений Риги и Москвы, русскоязычное население начало систематически третироваться властями незалежной Латвии. Поскольку вся необходимая для транзита портовая инфраструктура со времен СССР осталась в Прибалтике, российская власть длительное время терпела выходки прибалтов. Однако переломным моментом стали события 2014 года, когда Латвия вслед за старшими товарищами из ЕС ввела санкции против России, а также активно начала противодействовать проекту газопровода «Северный поток-2».

Судя по всему, было принято решение экономически слегка «придушить» зарвавшихся «младоевропейцев». Основной объем транзита через латвийские порты составлял грузопоток из Российской Федерации. Последние несколько лет началась переориентация экспортных операций нефтепродуктов с прибалтийских на российские порты. Глава «Транснефти» Николай Токарев заявил:

«Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей.»

Вместо Риги и Вентспилса транзит начал переключаться на российские Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. Создаются резервуары, подъездные пути, склады, сервисные предприятия. Реализуются проекты «Транснефти» по перекачке нефти «Юг» и «Север» через Новороссийск и Приморск соответственно. Также покидают порты Прибалтики российские уголь и минеральные удобрения. Через бывшую советскую республику теперь идет совсем небольшой объем контейнерных перевозок. Латвия потеряла доходы от экспорта, зато они резко выросли у российских портов. Рига собственными руками отняла у себя гарантированный российский транзит. Последний шанс избежать полного краха был в том, чтобы стать частью «Нового шелкового пути», переправляя в Европу товары из Китая, а также из Казахстана и Индии. Но и тут не все ладно. Бывший министр сообщений Латвии Анрийс Маттис по этому поводу заявил:

«Надо понять, что у нас нет границ ни с одной из этих стран, и, если Россия захочет, она со своими тарифами остановит этот транзит еще до того, как он начнется. Так что у нас не будет никакого спасения.»

С большим запозданием представитель латвийской элиты пришел к осознанию, что ухудшение отношений с Россией привело к краху транзитной схемы в этой стране. Маттис предупреждает, что после окончательной достройки российских портов, диверсификация экспорта для Риги будет просто невозможна. Экс-министр приходит к потрясающему выводу, что с Россией надо выстраивать не только экономические отношения, но и хорошие политические:

«С Россией надо сотрудничать. У нас точно есть возможность не быть такими агрессивными, какими мы были. Мы многое от себя отпугнули таким агрессивным поведением. Мы не можем не сотрудничать только экономически, нам нужно считаться с политическим отношением к России.»

Как говорится, понадобилось лишь четверть века для понимания такой простой истины.

Сергей Маржецкий

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner