sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

С Россией надо дружить: Прибалтика опомнилась слишком поздно

Как недавно выяснилось, многие жители Латвии старшего поколения с ностальгией вспоминают СССР. «Советской оккупации» они припомнить не могут, зато помнят свою сытую, довольную и счастливую жизнь в ЛССР. При Союзе в Латвии была создана серьезная промышленность, Прибалтика была естественными экономическими воротами в Европу. Через латвийский порт Вентспилс «при оккупантах» в Старый Свет транзитом шло до 30 миллионов тонн нефти, что приносило «оккупированным» латышам до 10% всего их бюджета.


Прибалтика первой выскочила из состава СССР и устремилась в объятия Европы. Однако счастья ей это не принесло. За «европейский» выбор, например, Латвия заплатила деиндустриализацией, миграцией трудоспособного населения и попаданием в антирейтинг самых бедных стран Евросоюза. Закономерным итогом прозападной ориентации стало резкое ухудшение отношений Риги и Москвы, русскоязычное население начало систематически третироваться властями незалежной Латвии. Поскольку вся необходимая для транзита портовая инфраструктура со времен СССР осталась в Прибалтике, российская власть длительное время терпела выходки прибалтов. Однако переломным моментом стали события 2014 года, когда Латвия вслед за старшими товарищами из ЕС ввела санкции против России, а также активно начала противодействовать проекту газопровода «Северный поток-2».

Судя по всему, было принято решение экономически слегка «придушить» зарвавшихся «младоевропейцев». Основной объем транзита через латвийские порты составлял грузопоток из Российской Федерации. Последние несколько лет началась переориентация экспортных операций нефтепродуктов с прибалтийских на российские порты. Глава «Транснефти» Николай Токарев заявил:

«Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей.»

Вместо Риги и Вентспилса транзит начал переключаться на российские Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. Создаются резервуары, подъездные пути, склады, сервисные предприятия. Реализуются проекты «Транснефти» по перекачке нефти «Юг» и «Север» через Новороссийск и Приморск соответственно. Также покидают порты Прибалтики российские уголь и минеральные удобрения. Через бывшую советскую республику теперь идет совсем небольшой объем контейнерных перевозок. Латвия потеряла доходы от экспорта, зато они резко выросли у российских портов. Рига собственными руками отняла у себя гарантированный российский транзит. Последний шанс избежать полного краха был в том, чтобы стать частью «Нового шелкового пути», переправляя в Европу товары из Китая, а также из Казахстана и Индии. Но и тут не все ладно. Бывший министр сообщений Латвии Анрийс Маттис по этому поводу заявил:

«Надо понять, что у нас нет границ ни с одной из этих стран, и, если Россия захочет, она со своими тарифами остановит этот транзит еще до того, как он начнется. Так что у нас не будет никакого спасения.»

С большим запозданием представитель латвийской элиты пришел к осознанию, что ухудшение отношений с Россией привело к краху транзитной схемы в этой стране. Маттис предупреждает, что после окончательной достройки российских портов, диверсификация экспорта для Риги будет просто невозможна. Экс-министр приходит к потрясающему выводу, что с Россией надо выстраивать не только экономические отношения, но и хорошие политические:

«С Россией надо сотрудничать. У нас точно есть возможность не быть такими агрессивными, какими мы были. Мы многое от себя отпугнули таким агрессивным поведением. Мы не можем не сотрудничать только экономически, нам нужно считаться с политическим отношением к России.»

Как говорится, понадобилось лишь четверть века для понимания такой простой истины.

Сергей Маржецкий

Tags: экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments