sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Category:

Голодные игры на российском ТВ

Скандал может на время оживить интерес даже к самому надоевшему шоу. Некоторые пиарщики этим пользуются — и кормят зрителей «с лопаты» всякой гадостью.

На телевидении наметилась неприятная тенденция: долгоиграющие проекты, которые до сих пор нравятся некоторым зрителям, оказываются замешаны в скандальные истории. И это, пусть ненадолго, оживляет интерес к ним более широких масс.


Недавний пример — взаимные обвинения главреда шоу «Кто хочет стать миллионером?» Ильи Бера и магистра игры «Что? Где? Когда?» Александра Друзя в попытке подкупа. СМИ тут же запестрели «желтыми» заголовками, публика начала обсуждать скоропалительный отъезд Друзя в США. А ведь многие до этого скандала вообще были не в курсе, что телевикторина, которую ведет Дмитрий Дибров, все еще выходит в эфир.

Главное «интеллектуальное казино» отечественного ТВ — «Что? Где? Когда?» — не первый раз показывает свою темную сторону, вместо того чтобы служить просветительским целям. Еще одна из самых старых передач — «Клуб веселых и находчивых» — под занавес сезона-2018 тоже отметилась неоднозначным судейством в финале. А уж о том, что бал в когда-то смелом молодежном проекте сейчас правит конъюнктура, не писали только ленивые.

Следующая на очереди — викторина «Поле чудес». Многие зрители знакомы с ней с детства. Но кто станет из года в год смотреть на танцевальные и песенные вставки, нелепые переодевания ведущего, распаковку непременных подарков «в музей» и уставленный яствами барабан? Похоже, что некие расчетливые пиарщики обратили внимание на последний пункт и задумали именно его сделать поводом для скандала: Первый канал продемонстрировал, как зрители в студии сметают все съестное, принесенное гостями на игру.

Ролик на YouTube быстро стал вирусным, им заинтересовались журналист «Эха Москвы» Алексей Нарышкин, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин, да и рядовые пользователи Сети отметились неодобрительными комментариями.

Если это было умышленным ходом, по принципу «любой пиар хорош, кроме некролога», то результат достигнут. Благодаря громким заголовкам о «драках» и «давках», а также отсылкам к хрестоматийным «блинам с лопаты» и прочим некрасивым инцидентам с раздачей еды, об игре снова стали говорить. А многие даже посмотрели пикантный выпуск, дабы освежить воспоминания.

И оказалось, что в передаче уже много лет ничего не меняется. «Поле чудес» начиналось в 1990 году как одна из многочисленных версий старого американского шоу «Колесо Фортуны». Но когда в 1992-м Леонид Якубович принял бразды правления от основателя Владислава Листьева, концепция изменилась — акцент был смещен с игровой на развлекательную составляющую. Возможно, в давние времена более близкое знакомство зрителя с героями способствовало душевной и приятной атмосфере, непринужденному общению и даже раскрытию талантов.

Но сейчас все доведено до автоматизма: приветы близким, авторские стихи, подарки ведущему, шутки-прибаутки, подарки гостям, рекламная пауза, а в промежутке — редкие воспоминания о вопросах и ответах. Для кого это снимают? Судя по подбору «игроков» и сценарию, программа нацелена либо на детей (но в таком случае она сильно отстает от новых веяний), либо на пенсионеров. И ради незамысловатого юморка для невзыскательных зрителей прописывает вот такие диалоги: «Вы помните вопрос? — Там что-то в Петербурге впервые сделали, и это что-то чем-то помогло». По-прежнему соблюдается традиция приводить с собой детей и внуков, а игроки помоложе приходят с родителями. Атмосфера всеобщей приветливости и жизнерадостности выглядит так же ненатурально, как угощения на барабане. Никто бы не удивился, если бы оказалось, что все присутствующие являются актерами, а еда — красивым муляжом. Скорее, именно то, что она настоящая, стало неожиданностью.

Зато теперь мы знаем, почему зрители в студии «Поля чудес» выглядят такими воодушевленными — особенно на первых рядах. По словам анонимных бывших участников, здесь есть свои старожилы, давно отвоевавшие почетное право сидеть поближе к «барскому столу». Вероятно, их и запечатлели в злополучном ролике, когда они молниеносно собирали еду с тарелок, а потом либо тут же жадно ее поглощали, либо прятали в заранее припасенные сумки и пакеты.

«Это надо видеть. Пирожные засовываются в карманы, за пазуху… Творится что-то невероятное. Администраторы только и орут: „Осторожно, детей не задавите!“ Такое ощущение, что они приходят туда жрать. Все сметается», — признавался минувшим летом на фестивале «Старкон» сам Леонид Якубович. Так что, судя по всему, показанные в ролике кадры — это еще не самое шокирующее из того, что повидало «Поле чудес».

Поведение находящихся в студии явно обусловлено не реальным голодом и бедностью, а неискоренимой любовью к «халяве». Готовность расплачиваться за бесплатную еду собственным достоинством сформировалась в результате психологической травмы, полученной из-за дефицита продуктов в тяжелые для страны годы. Не случайно основную аудиторию таких сборищ составляют женщины старше 50 лет, так и не привыкшие жить хорошо, а не выживать.

И то, что Первый канал сделал это достоянием общественности, — предельно аморальный поступок. «Поле чудес» не связано с политикой, там не играют медийные личности или популярные фрики, поэтому ради сенсации удар нанесли по обычным людям. Впрочем, в нашем обществе это дело привычное.

А давно деградировавшее шоу такой пиар все равно не спасет.

Людмила Семенова

Tags: СМИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments