sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

Госсделки под грифом секретности

Минфин впервые опубликовал статистику по контрактам, заключенным госорганами, которые содержат государственную тайну.

Таких договоров в минувшем году было подписано почти 53 тыс. общей суммой в 2,4 трлн руб., пишут «Известия». В отчете отмечается, что от совокупного числа контрактов, которые были подписаны по 44-ФЗ, 35% составили именно засекреченные закупки.


Как правило, под грифом секретности оказываются сделки, имеющие прямую или косвенную связь с российской оборонкой. Однако, в таинственный список могут попасть и поставки продукции вполне гражданского назначения, в случае если разглашение информации может неблагоприятно сказаться на безопасности страны и ее населения.

По мнению заведующего лабораторией исследований бюджетной политики РАНХиГС Ильи Соколова, государство слишком часто прибегает к принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть», закрывая информацию даже о тех сделках, об отношении которых к гостайне можно говорить лишь с большой натяжкой. Так, например, нередко секретными оказываются данные о закупках для нужд силовиков или Минобороны, связанные с обновлением их жилищно-коммунальной системы или охраной здоровья.

Минфин, отвечая на вопрос о том, какие виды госдоговоров можно рассекретить и это не повлечет серьезной угрозы нацбезопасности, отметили, что это решают сами заказчики: обращаясь к закону, они определяют относится закупка к гостайне или нет.

По словам эксперта экономического факультета МГУ Сергея Белева, то, что свыше трети госзакупок являются засекреченными, можно считать высоким показателем, особенно в сравнении с развитыми странами. Впрочем, учитывая момент, что около пятой части бюджетных трат представляют собой закрытые статьи, ничего удивительно в доле контрактов с гостайной нет, резюмирует Белев. Как следует из федерального бюджета, расходы по секретным и совершенно секретным закупкам в этом году выросли на 7,6%, перевалив за 3 трлн руб. У развитых стран подобных договоров в 2–3 раза меньше, отмечает Илья Соколов, напоминая об объективных причинах снижения прозрачности, таких как санкционные меры.

Самыми крупными заказчиками по направлению засекреченных закупок являются три госструктуры, причем ассоциации в отношении двух из них связаны исключительно с гражданской деятельностью. Речь идет об Управлении дорожно-мостового строительства и Московском метрополитене, которые вместе заключили договоров почти на 250 млрд руб. Обе организации ничего не сказали по поводу того, почему они лидируют в списке оформителей секретных заказов.

Как пояснил военный эксперт Владислав Шурыгин, лидерство Мосметро и УДМС может быть обусловлено тем, что воплощение в жизнь их проектов требует сведений о засекреченных объектах Минобороны. К примеру, дорожники при проектировании пользуются секретной геодезической и топографической информацией, такой как координаты стратегически важных объектов. Эти же данные используются и военными, например, для того чтобы «привязать» высокоточное оружие к географическим позициям.

Мосметро, прокладывая новые ветки, также должно иметь доступ к секретным данным, таким как информация о стратегически важных коммуникациях и подземных объектах, говорит Шурыгин.

Впрочем, нельзя исключать и наличие других причин, которые вывели гражданские компании в лидеры по заказам секретной продукции. По предположениям главреда журнала «Экспорт вооружений» Андрея Фролова, Дорстрой мог заключать контракты по подряду на постройку взлетно-посадочной полосы, рассчитанной на военную авиатехнику, а Мосметро могло трудиться над проектом создания закрытых линий подземки, предназначенных для проведения экстренной эвакуации. По словам Фролова, метрополитен еще в советское время занимался строительством секретных подземных линий, предназначенных для потребностей Минобороны и первых лиц государства, которые были прозваны Метро-2.

Безоговорочным лидером по секретным контрактам стала госкорпорация без ярко выраженного военного профиля. «Роскосмос» заказал продукции на 153 млрд руб., указано в документе Минфина. В самой компании это пока никак не прокомментировали.

По данным нескольких источников в Минобороны, в прошлом году ведомство сократило количество заказов, уменьшились и суммы по контрактам. Основное количество договоров, связанных с закупкой вооружения и военной техники, а также проведением научных исследований и опытно-конструкторских работ, пришлось на 2010-2015 годы.

Помимо этого, один из собеседников отметил специфическую систему Минобороны в области заключения контрактов, согласно которой ведомство выделяет крупную сумму одному поставщику, который после контрактуется с множеством других соисполнителей.

Михаил Петров

Tags: экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments