sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

Линия нулевого меридиана в Гринвичской обсерватории

История установления места прохождения меридиана, с которого начинается отсчёт долготы, то есть нулевого (обозначаемого как ноль градусов) довольно древняя, так как исчисление местоположения на карте и сама картография ведут свою историю с древнейших времён.


Однако, период Великих географических открытий, расширение горизонта для мореплавателей и рост значимости морских сообщений и морской торговли в экономике многих стран мира, а также всё более осознаваемая потребность в единообразии системы картографии привели к тому, что решение вопроса о месте прохождения нулевого меридиана было вынесено на международное обсуждение.

Это сегодня мы знаем о том, что нулевым меридианом называется Гринвичский меридиан, то есть меридиан, проходящий через обсерваторию города Гринвич в Великобритании. Определение его как нулевого не связано с какими-либо важными географическими исчислениями и не требовало этого при его выборе.

Эта линия, в отличие от линии экватора, условна, но позволяет добиться единообразия в картографии и исчислении местоположения. Кроме того, установление единого нулевого меридиана способствовало установлению единообразия в определении времени, так как эта линия стала условной точкой начальной фазы вращения Земли.

Условность нулевого меридиана до 1884 года приводила к тому, что многие государства на своих картах устанавливали собственный нулевой меридиан, который нередко проходил через главную обсерваторию этих стран.

Морские карты первыми начали приходить к системе единообразия, поскольку отсутствие оного приводило к определённым затруднениям и дополнительным временным затратам. Так, получение информации о местоположении от корабля другого государства требовало сверки с собственными картами и переложение собственной системы координат на другую или наоборот в том случае, когда оба корабля использовали разные нулевые меридианы. Подобные трудности возникали и при определении времени, что в условиях развития системы железных дорог, ускоривших процессы перемещения в пространстве, только добавляло путаницы.

Так или иначе, но до принятия 13 октября 1884 года Международного соглашения об установлении Гринвичского меридиана в качестве нулевого долгое время на картах разных стран можно было встретить нулевые меридианы, проходящие в совершенно разных местах. Такими местами были остров Родос (в трудах Гиппарха), остров Фуэртевентура на Канарах, остров Ферро, Кадис, Гринвич, Лиссабон, Париж, Копенгаген и др.

Что касается Гринвичского меридиана, то впервые в качестве нулевого он был установлен в 1851 году. Через двадцать лет в Антверпене состоялся Международный географический конгресс, предложивший использовать Гринвичский меридиан в качестве нулевого на всех морских картах.

Все последующие Международные географические конгрессы и геодезические конференции продолжали на своих заседаниях обсуждение вопроса о нулевом меридиане на морских и географических картах.

В 1884 году на Вашингтонской конференции, вошедшей в историю под названием меридианной, было принято решение сделать Гринвичский меридиан нулевым на всех картах и рекомендовать следовать этому всем государствам. Кроме того одним из важнейших решений конференции стала рекомендация использовать исчисление времени по Гринвичу в качестве всемирного времени. Началом средних солнечных (всемирных или универсальных) суток был принят момент средней полночи на нулевом меридиане, а их продолжительность исчислялась от 0 до 24 часов.

Ссылка.

Tags: география, интересное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments