sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

Историк Сергей Волков: «В стране правит поголовная неграмотность...»

Грамматические и пунктуационные ошибки стало всеобщим явлением не только в блогах, в электронных и печатных СМИ, но и в заявлениях чиновников.

О всеобщем падении грамотности в стране пишут давно. И действительно, редко встретишь в социальных сетях и даже во вполне солидных СМИ грамотно написанные пост или статью. Но проблема ещё страшнее, и дело тут не только в СМИ, коли сама министр просвещения Ольга Васильева проявила вопиющую неграмотность, поддержав "победобесное" предложение школьника из Твери писать слово «ветеран» в словосочетании «Ветеран Великой Отечественной войны» с заглавной буквы... «Все-таки министр образования у нас... Лучше бы она была брошена на сельское хозяйство...» - написал в своем блоге журналист Алексей Венедиктов.


На крайне тревожную тенденцию почти повсеместного снижения уровня грамотности сетует в своем блоге историк Сергей Волков:

«Часто встречаю мнения, что ЖЖ умирает. Мне он тоже нравится гораздо меньше (но не идти же в ФБ, где какая-то сволочь вправе удалить «неправильный» текст и даже наказать отлучением от счастья). Лет 15-20 назад (при необходимой доле разного рода помешанных, «троллей» и т.п.) ЖЖ все-таки был площадкой, где общались хотя бы относительно интеллигентные люди (казалось даже - до половины их было). Но потом в ЖЖ пришёл «народ», и такие люди утонули в море скотов и идиотов (до сих пор дивлюсь масштабам и глубине бреда, льющегося в постах и комментариях). Так что ЖЖ стал мало отличаться от «улицы».

С этим, кстати, связано и распространение поголовной неграмотности: народу стало доступно как печатное, так и электронное слово, и он активно себя в этой сфере утверждает. Можно вполне снисходительно отнестись к тому, что люди забывают закрывать причастный оборот, ставят лишние запятые или делают ошибку в малознакомых словах и т.д., но пишущий, скажем, «плоцкие страсти», не отождествляя таковые со словом «плоть», вызывает уже несколько более сложные чувства.

Совершенно не обязательно помнить определения и свойства местоимений, частиц и предлогов, но не сознавать, что то или иное написание меняет смысл… Сейчас вот, например, не видят разницы между «то же» и «тоже» («так же» и «также»), в употреблении «не» и «ни» (а равно слитным/раздельным их написанием в разных случаях) и т.д. Это стало чуть не всеобщим явлением не только в блогах, но в электронных и даже печатных СМИ (кажется, до книг еще не дошло). Видимо, люди мало читают «нормальных» текстов, а в основном – тексты себе подобных и пребывают в убеждении, что они всё пишут правильно.

Есть мнение, что грамотность – «личное дело человека». Пожалуй, что так… Но ведь основы грамотности – не Бог весть какая премудрость, и если человек ухитряется не освоить нормы правописания на родном языке хотя бы «на четверку», возникает обоснованное сомнение в его способности усвоить надлежащим образом более сложные вещи. Когда у «военного эксперта» читаешь что-нибудь типа «Трамп нанес удар, что бы (чел. имел в виду «с целью») показать…», уровень «экспертизы» как-то заранее себе представляешь. В начале 90-х мне довелось быть проректором одного художественного вуза. По результатам вступительного сочинения завкафедрой языка и литературы мне и говорит: «Ну что, за ошибки снижать не будем?». Посмотрев сочинения (на два листа А4 в среднем по 15 ошибок), я по неопытности содрогнулся и настоял, что лучше снизить проходной балл, чем ставить 4-5 за такие тексты. Наверное, напрасно.

Как известно, «творцом языка является народ», и верность идеалам демократии обязывает нас подчиниться народной воле, вполне выражаемой как в практике народного правописания, так и в народном же словоупотреблении...»

Ссылка.

Tags: общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments