sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Category:

Россия сходит с космической орбиты

Есть ли у страны шансы продолжить дело Сергей Королева и Юрия Гагарина

Вице-премьер Юрий Борисов, ответственный за оборонно-промышленный комплекс, выступил в субботу с очередным заявлением по проблемам госкорпорации Роскосмос. Если раньше он подвергал деятельность корпорации столь гневной критике, словно суровые, но справедливые слова произносились в зале суда, то теперь возникло ощущение, что вице-премьер увидел свет в конце туннеля. То есть он назвал самое узкое место в работе Роскосмоса, назвав его «ахиллесовой пятой». И даже определил пути излечения этого недуга.


Так вот, главная проблема корпорации, по версии Юрия Борисова, — низкая рентабельность. Именно она не позволяет выйти на серийное производство ракетной техники. Повысить ее можно за счет формирования «ясной и понятной политики, в основе которой должны лежать принципы унификации и стандартизации решений».

При этом вице-премьер упомянул и проклятое наследие 90-х, когда не хватало средств, и состоялся переход на западную элементную базу. И это аукнулось из-за введения антироссийских санкций. Однако абсолютно то же самое можно сказать и обо всем российском оборонном комплексе. В том числе и о стратегическом и тактическом ракетостроении, о создании истребителей и ЗРК. Правда, в этих сферах на «проклятое наследие» уже давно никто не жалуется.

В конце своего послерождественского послания Роскосмосу Юрий Борисов поручил руководству корпорации найти пути оздоровления отрасли, чтобы страна могла «гордиться своей космической индустрией». Все возможности для этого имеются, ободрил руководство вице-премьер.

За последние годы в адрес Роскосмоса была выпущена масса критических стрел. Один космодром «Восточный» чего стоит. Вот что сказал Путин в ноябре, посетив строительство космодрома: «Сто раз сказано было — работайте прозрачно, деньги большие выделяются, проект практически носит общенациональный характер! Нет, воруют — сотнями миллионов, сотнями миллионов! Уже несколько десятков уголовных дел возбуждено, состоялись уже решения судов, в тюрьме люди сидят. Нет, порядка так там до сих пор не удалось навести, как следует».

В результате лавины аварий ракет-носителей вскрылась чудовищная ситуация с технологической дисциплиной. Сборка ракет производилась с отклонением от технологической документации. Использовались другие марки материалов. Устанавливались «близкие по характеристикам» детали. Апофеозом стало обнаружение просверленной дырки в корпусе бытового отсека российского сегмента МКС, через которую медленно, но верно воздух вытекал в космическое пространство.

В результате обследования, включая и выход космонавтов за пределы МКС, было установлено, что просверлить отверстие диаметром 4 мм можно было только на земле, в процессе изготовления бытового отсека корабля. «Лишнюю» дырку кто-то замазал снаружи подвернувшимся под руку герметиком, который со временем начал пропускать воздух.

Это что касается создания ракет-носителей и соответствующих космических аппаратов. Кстати, речь идет о давным-давно разработанной космической технике, технология которой за долгие годы, можно сказать, «вылизана». И вдруг такие совершенно чудовищные сюрпризы.

С новыми разработками, которые вице-премьер советует запускать в серийное производство, тоже проблемы. Их практически нет. Разработка нового пилотируемого корабля «Федерация», предназначенного, в том числе и для полетов на Луну, начавшаяся в 2009 году, зашла в тупик. Причин несколько. Две из них главные. Во-первых, невозможность реализовать задуманное из-за отсутствия необходимых конструктивных материалов. Во-вторых, практически весь коллектив разработчиков во главе с «ведущими мозгами» уволился из РКК «Энергия».

Ракета «Протон», в которой используется высокотоксичный гептил, должна в этом году завершить свое существование. Однако полноценной замены ей не существует. Ракета «Союз-ФГ» обладает меньшей полезной нагрузкой. Собственно, и ее пора бы уже списать, поскольку в ней используется система управления на аналоговых элементах. Ценнейший экспонат для музея космической техники, поскольку нигде больше в мире такие раритеты не сохранились. Первая, базовая, модификация «Союза» вывела в космос первый искусственный спутник земли. Было это в 1957 году.

«Протон» должны заменить ракеты семейства «Ангара», которые одновременно являются и гордостью, и позором отечественной ракетно-космической отрасли.

Вначале о гордости. Семейство включает в себя пять ракет-носителей различного типа — легкого, среднего и тяжелого. Легкая «Ангара 1.1» способна выводить на низкую опорную орбиту 2 тонны полезной нагрузки, тяжелая «Ангара 5В» — 37,5 тонны.

Так вот, в этом семействе ракет по максимуму используются унификация и стандартизация, о которых говорит Борисов. Все ракеты имеют модульную конструкцию, они собираются из двух универсальных ракетных модулей (УРМ-1 и УРМ-2). В тяжелой ракете используется максимальное количество модулей, собираемых в трехступенчатую конструкцию. Причем в УРМах используются только два типа двигателей — РД-191 и РД-0124. Также применяются разгонные блоки «Бриз». Использование модульного принципа позволяет существенно упростить производство ракет, то есть и сократить сроки постройки, и снизить стоимость. А также существенно сократить сроки разработки.

Однако со сроками разработки произошла катастрофа. И это уже позор семейства РН «Ангара», разработанных в НПЦ им. Хруничева.

Еще в 1995 году вышло постановление правительства РФ о придании особой важности разработке семейства ракет-носителей модульного типа «Ангара». Прошло много лет, на протяжении которых Центр Хруничева сотрясали скандалы, связанные с нецелевым расходованием средств. И наконец-то, в 2014 году, спустя 19 лет после старта «работ особой важности», с космодрома Плесецк были произведены два испытательных пуска — легкой ракеты и тяжелой. Все прошло нормально. Полезная нагрузка (массо-габаритные макеты) была выведена на запланированные орбиты. И с тех пор — тишина.

Серийные ракеты «Ангара» (темпом до двух штук в год) начнут производить только в 2023 году в омском ПО «Полёт». Выходит, что ракета сможет начать работать лишь через 28 лет с начала ее создания! На подготовку серийного производства предполагается потратить 9 лет.

Предполагалось, что сверхтяжелая ракета для полетов на Луну «Ангара 5АП» будет создана на базе уже практически готовой «Ангары 5А». Однако полтора года назад это решение отменили. «Лунной» должна стать ракета «Союз-5», создаваемая в РКК «Энергия». И это странно, поскольку разработка началась 2,5 года назад и к настоящему моменту лишь защищен эскизный проект. А ее готовность ожидается к 2024 году. И это чрезвычайно смелые планы, поскольку двигатели для «Союза-5» будут готовы лишь в 2023 году.

Но и на этом список проблем не заканчивается. Дело дошло до того, что единственная приносящая прибыль деятельность по «космическому извозу», то есть по коммерческому запуску иностранных спутников постепенно сходит на нет. В начале этого десятилетия Россия была лидером по количеству пусков ракет носителей. В прошлом году лидером стал Китай, за ним идут США, Россия на третьем, отнюдь не почетном месте.

В конце прошлого года Юрий Борисов заявил, что материалы по срыву программы обновления группировки военных спутников 20 января будут переданы Путину.

Владимир Тучков

Tags: космос, разруха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment