sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

Скоростные стройки по-китайски: в чем их секрет

В связи со вспышкой коронавируса в китайском Ухане, ставшем эпицентром распространения этой болезни, принято решение о возведении новой больницы в 25 тысяч квадратных метров, способной принять как минимум тысячу пациентов. Начать работу новое медицинское учреждение, на месте строительства которого сегодня ревут экскаваторы, должно не позднее 3 февраля нынешнего года. То есть, строительные работы как таковые должны быть завершены за 6-7 дней. Фантастика? Ничего подобного, просто стройка в нормальных для Поднебесной темпах, несколько ускоренных по причине чрезвычайно ситуации. Во всяком случае, строители пекинской больницы «Сяотаншань» во время аналогичного кризиса – эпидемии «атипичной пневмонии» в 2003 году за неделю с поставленной задачей справились.


Китайским товарищам, не жалеющим сил и средств для спасения жизней своих соотечественников, искренне хочется пожелать успеха. При этом, понятно, напрашивается вопрос: а почему мы так не можем?! Или можем? В чём секрет скоростных строек по-китайски. Попытаемся разобраться.

В свое время наши деды удивляли мир куда более громадными стройками, в том числе и их нереальными, как тогда казалось, сроками. Например, 33-км бензопровод в блокадный Ленинград по дну Ладоги был проложен за месяц! Темпы невероятные: более километра в день в условиях боевых действий.

Что ж теперь не так? Прежде чем начинать искать ответ на этот вопрос, стоит заметить: невероятная скорость строительства для Китая действительно, как уже было сказано выше, норма. Новые дороги там «гонят» со скоростью 750 метров в час, дома возводят за считанные дни, да что там дома - целые города поднимаются на пустом месте чуть ли не во мгновение ока. В прошлом году именно в Поднебесной было построено более половины всех небоскребов мира. Как же им это удается?

Причин много. Начать, пожалуй, стоит с колоссальной строительной индустрии, которую сумела развить страна. Уже пару лет назад там ежегодно производилось по миллиарду тонн цемента в год (в РФ этот показатель и до 100 миллионов не дотягивает). Там могут позволить согнать на строительство больницы целое «стадо» экскаваторов, а не возиться, как у нас с одним, еще и вечно ломающимся. Практически всю строительную технику (вплоть до сложнейших комплексов для возведения высотных зданий) самых современных образцов Китай производит самостоятельно, ни от кого не зависит и ничьих санкций не боится.

Другой момент – организация. Бурная деятельность на китайской стройплощадке не прекращается не то, что ни днем, ни ночью – она не затухает практически ни на секунду! Рабочие, каждый из которых четко знает, где он должен находиться и чем заниматься, не бьют баклуши (иногда – вынужденно из-за поломки техники или отсутствия стройматериалов), а занимаются тем, за что им платят.

И платят, поверьте, весьма неплохо: задействованные на «скоростном» строительстве в Ухане за срочность будут получать примерно 170 долларов за одну смену. Речь не о специалистах, а о самых рядовых работягах. Впрочем, и в обычном режиме они получают долларов по 50-60 за смену. Втрое меньше, конечно, но тоже, согласитесь, неплохо.

Мотивация имеется, присутствует и дисциплина. Пьянство, отлынивание от работы, брак – пошел вон! В спину тебе дышат миллионы тех, кто готов трудиться на совесть...


Надо признать – строительная отрасль Поднебесной, как и практически все остальные, прошла период «детской болезни», когда все делалось «числом поболее, ценою подешевле». Результат – весьма сомнительное качество. В свое время по Интернету гуляло достаточное количество фотографий провалившихся под асфальт машин и «сложившихся», словно карточные, домов, сделанных как раз в Китае. Там даже термин возник соответствующий: «строительный проект тофу-чжа», от соевого сыра тофу, пористого и хрупкого. Самым жутким прецедентом подобного рода были школы, в 2008 году развалившиеся во время землетрясения в провинции Сычуань.

Как бы то ни было, но эту фазу китайские строители (как и производители смартфонов и автомобилей), в основном преодолели. На смену «самоучкам-энтузиастам» пришли крепкие профессионалы, получившие лучшее образование и прошедшие стажировку в строительных компаниях по всему миру, а китайские инженеры-проектировщики сегодня уже кое-чему могут поучить зарубежных коллег. Изменилось многое, но сохранилось главное – жесткий государственный контроль и отсутствие множества далеко не всегда необходимых препятствий к действительно скоростному осуществлению строительных проектов, навязанных нашей стране «цивилизованными партнерами». Речь, в частности, о всевозможных процедурах тендеров, «утрясаний», «слушаний» и тому подобных вещах.

Боюсь, что в реалиях родных осин даже возведение больницы утонуло бы в бесконечных визированиях, согласованиях, уточнениях смет и «толкании боками» конкурирующих компаний. Думаете – нет? Поверьте, я вовсе не против борьбы с коррупцией. Однако, положа на сердце руку, признайте – те же тендеры наши «умельцы» давно научились обходить. Бороться с вороватыми и жадными до взяток чиновниками можно по-разному. В Китае таких субъектов без лишних церемоний отправляют за решётку, нередко и вовсе расстреливают. У нас – переводят на другую должность, причем далеко не всегда с понижением. При Сталине никаких тендеров и в помине не было. Был Берия. И строили – нынешнему Китаю на зависть. Причем, все возведенное в те годы – от плотин до жилых домов крепко стоит по сей день. Возможно, секрет не только в количестве техники и уровне оплаты рабочих...

Александр Харалужный

Tags: Китай, строительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments