sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

Режиму есть чем поделиться с народом

Невыполнение бюджетного плана, выдаваемое за беду, говорит лишь об избытке денег. Их можно потратить не на казенные фантазии, а на людей.

Только сейчас окончательно подсчитали, какие суммы федеральный бюджет недотратил в 2019-м. Процент исполнения расходов оказался самым низким за одиннадцать лет (94,2%). Объем выделенных по плану, но не розданных получателям денег достиг 1,12 трлн руб. (в 1,4 раза больше, чем в 2018-м).


Много это или мало? Это почти ровно столько, сколько принесло увеличение НДС в том же 2019-м (1,07 трлн). С какой стати подняли этот налог, наверху уже и сами не могут объяснить — вследствие накопившейся там путаницы и наслоения неосуществленных проектов.

Так или иначе, деньги из экономики выжали, а потратить не сумели. За закрытыми дверями из-за этого скандал, государственных финансистов ругают на все лады, а они вздыхают и обещают исправиться.

Но надо ли тем, кто к начальству не принадлежит, хотеть их исправления? Не думаю. У нас совершенно другие интересы.

Смотреть на российскую финансовую и экономическую систему (она же — путиномика) мы можем двояко. Или романтически, или реалистически.

Романтический взгляд подразумевает высокие и благородные ожидания. То есть надежды на освобождение рынка от угнетения контрольно-охранительной машиной, уменьшение госрасходов, расцвет индивидуальной инициативы и все такое прочее. В этих координатах надо хотеть снижения налогов и ограничения социальных трат в надежде, что расцветшая экономика сама щедро вознаградит нас, рядовых тружеников.

Возможно ли такое в сегодняшней России? Ну конечно нет. Путиномика не на это заточена. Может быть, когда-нибудь потом. Не сегодня и вряд ли завтра.

Остается смотреть на действительность реалистически. То есть исходить из того, что в основе своей все пока останется как было, в том числе и наш фирменный хозяйственный застой.

Возможны ли варианты в таких координатах? Да, возможны.

Начиная с 2012-го и уж точно с 2013-го, режим затягивал на гражданах пояса, чтобы добыть деньги на свои начинания, а чуть позже — еще и компенсировать убытки от удешевления нефти и западных санкций.

Сначала начальство сверх всякой реальной меры раздувало военные траты. Потом малость к ним остыло, но зато увлеклось нацпроектами — гигантскими бесперспективными госинвестициями. Каждую очередную высочайшую мечту, какой бы фантастической она ни была, оплачивали рядовые люди.

Однако недавно маятник качнулся в обратную сторону. Наверху сообразили, что пора перестать испытывать подданных на святость и дать им хоть сколько-то денег. Отсюда и январские путинские щедроты — от увеличения трат на маткапитал до обещанных бесплатных завтраков.

Чтобы добыть на это деньги (сначала полтриллиона в год, потом несколько больше), изобрели курьезную процедуру. Правительство купит у ЦБ контрольный пакет акций Сбербанка, взяв на это деньги из ФНБ, а ЦБ большую часть этих денег (несколько триллионов) по частям передаст обратно правительству, которое, в свою очередь, раздаст их гражданам. Эта ловкость рук изобретена, чтобы обойти запрет напрямую использовать средства ФНБ для пополнения бюджета.

Все преподносится таким образом, будто что-то выдать людям можно лишь отчаянным напряжением всех финансовых сил и смекалки. И подразумевается: уж больше-то мы дать точно не сможем, даже не намекайте.

Это лукавство. За которым, однако, стоит и одно разумное опасение. Раздача добавочных денег разгонит инфляцию. Считают, что скоро она и так вырастет против нынешней, непривычно скромной. Но некритично — лишь на пару процентов. А вот если разбрасывать деньги без счета, то быть беде. Согласимся с этим опасением. Простому человеку инфляция еще более невыгодна, чем непростому, у которого много запасных ходов.

Но ведь невыполнение прошлогоднего плана бюджетных трат подсказывает очевидный выход.

Из-за чего не был роздан упомянутый триллион с лишним? Отчасти из-за нерасторопности Минфина и подчиненного ему Федерального казначейства. Но в значительной мере и по причинам совершенно уважительным — получатели не представили серьезных обоснований. Просто требовали денег, которые затем исчезнут непонятно куда. Вот им и не дали.

Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений (в общей сложности полтриллиона рублей) пришелся на разделы «Национальная экономика» и «Национальная оборона». Непосредственно на нацпроекты было недодано 150 млрд руб.

И высшему начальству надо не финансистов шпынять, а признать, что данные получатели либо не нуждаются в этих деньгах, либо намерены потратить их недолжным образом. Если же эти «недоданные» средства перенаправить гражданам (в виде индексации пенсий, компенсаций за конфискованные накопительные взносы и т. п.), то стоимость новейших соцпрограмм можно удвоить, государственные финансы сохранят устойчивость, а магнаты не так уж и пострадают, ведь ни один миллиардер в 2019-м по миру не пошел.

Стагнация сейчас неизбежна, однако степень ее антинародности не есть величина постоянная. Путиномика к развитию не приспособлена, но на месте стоит прочно. Бюджетный профицит в прошлом году был 1,96 трлн руб. Фонд национального благосостояния за 2019 год вырос с 4,04 до 7,77 трлн руб. Деньги есть. И система, оставаясь сама собой, вполне может из соображений самосохранения поделиться с народом. Для этого ей достаточно отказаться от части своих несбыточных фантазий.

Сергей Шелин

Tags: экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments