sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Category:

Дистанционка теперь в школах навсегда?

С 1 сентября в ряде регионов стартует эксперимент по внедрению цифрового образования. Родители, намучившиеся в самоизоляцию с онлайн-обучением, бьют тревогу.

В новом учебном году в ряде пилотных регионов начнут отрабатывать модель цифровой образовательной среды. Родители обеспокоены, что дети больше не вернутся за парты.


Эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды начнут уже в сентябре 2020 года. Соответствующий проект постановления правительства РФ выложен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Чего боятся родители школьников

Мамы и папы, на плечи которых в конце прошлого учебного года внезапно свалилась дистанционка, обеспокоены, что дети и в новом учебном году не вернутся за парты. Петицию с требованием остановить экспериментальный переход школ в части регионов России на онлайн-обучение подписали уже больше 63 тысяч человек. «Если мы сейчас промолчим и примем то, что предлагает наше правительство, то скоро все дети будут заниматься только в таком формате!» — опасаются создатели петиции. Они считают, что дистанционное образование, внедренное в школах стихийно на волне пандемии коронавируса, теперь останется с нами навсегда, а проблемы обучения будут переложены на родительские плечи.

Что говорит об этом Минпрос

В Министерстве просвещения еще 30 июня разъяснили, что разработанный документ «О проведении в 2020—2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды» не подразумевает ухода от традиционных занятий в школах. «Информация, распространяемая в ряде сообществ в социальных сетях и других источниках о якобы переводе обучения из школы в онлайн недостоверна и не имеет под собой никаких оснований», — говорится на сайте ведомства.

Согласно проекту постановления, эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды стартует в сентябре в 14 пилотных регионах: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область — Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. В министерстве подчеркнули, что регионы сами проявили инициативу и уже приступили к подготовке.

«Речь идет не о замене очного обучения дистанционным. Речь идет о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны. Еще раз подчеркну: мы рассчитываем начать учебный год традиционно в сентябре, и все школьники сядут вновь за парты», — цитирует слова министра просвещения Сергея Кравцова официальный сайт ведомства.

Школы получат новые компьютеры и мультимедийную технику, высокоскоростной доступ в Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с — для городской местности и не менее 50 Мб/с — для сельской.

По мнению чиновников профильного министерства, особенно актуально такое расширение возможностей обычной школы для отдаленных регионов России. Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией одномоментно перешли все российские школы в конце прошлого учебного года, высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении. На выравнивание ситуации и направлена данная работа. А полное завершение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране. «Это будет актуально во время всплесков сезонной заболеваемости для групп учащихся, по болезни оставшихся дома. Или для ребят, проходящих длительное лечение в стационарах. Занятия в школе и живое общение с педагогом — неизменная часть отечественной образовательной системы, и она незыблема», — отмечают в Минпросе.

Как именно будет выглядеть цифровая образовательная среда, что стоит за этими словами кроме новых компьютеров и интернета, что конкретно изменится для учителей и школьников — на эти вопросы ответов пока нет.

Что думают эксперты

Движение в сторону разумной цифровизации — веление дня, считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Но, по его мнению, ведомство и правительство очень неудачно выбрали и стилистику оповещения, и сам характер описания задач.

«Из этого документа, я имею в виду постановление правительства, простому человеку не очень понятно, что хотят чиновники. А внятного объяснения не поступает. Все это порождает мифы. На фоне всеобщей тревожности, которую россияне переживают с марта, даже какой-то намек на какую-то цифровизацию воспринимается в штыки. Родителям кажется, что сейчас правительство собирается сделать что-то похожее на то, что было в марте», — отметил Адамский.

В результате, родители так и не поняли, что означает этот эксперимент, и теперь доступными способами пытаются защитить детей от того, чего не понимают сами.

«Поразительно, что именно в этот момент такими невнятными словами было озвучено это предложение. Само это слово „эксперимент“ в сложившейся ситуации сыграло не на пользу цифровизации, и вызвало лишь волну негатива: „Вы что, опять будете над нами экспериментировать?“ Я — сторонник цифровизации, но я выступаю за смешанное образование, за то, чтобы цифровизация проникала в школьное образование, облегчала взаимодействие учителя и ребенка, а не заменяла его», — отметил Адамский.

Понятно, что сейчас чиновникам нужно действовать. «Я думаю, вероятность второй волны пандемии очень высокая, а значит и вероятность повторения самоизоляции и дистанта — тоже. Но быть настолько психологически глухим к состоянию сознания общества и топорно рубить объявление эксперимента с внедрением ЦОС, мягко говоря, недальновидно. Самое печальное, что это вредит цифровизации, дает почву провокаторам, которые снова начнут кричать, что русских народ гонят в цифровое рабство. Но теперь у них на руках будет совершенно невнятный документ и отсутствие каких-либо разъяснений к нему», — отметил эксперт.

«Пандемию мы вроде бы победили, но вдруг опять выходит „постановление о мобилизации“. Значит, опять война? Люди не понимают, к чему готовиться. И это все в условиях, когда крайне необходимы меры по подготовке ко второй волне пандемии. В итоге, все может закончится антицифровым бунтом, и, если в октябре нам снова придется уходить в дистант, будет взрыв», — опасается Адамский.

Анна Семенец

Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments