sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Category:

Ледокол в обмен на истребители: Вашингтон и Хельсинки готовят сделку

Сообщение о предстоящей закладке в России на дальневосточной верфи "Звезда" атомного суперледокола "Лидер" неожиданным образом аукнулось в США и рикошетом долетело в Финляндию.

"Сейчас у нас на стадии разработки самый большой ледокол в мире, - заявил американский президент на встрече с военными во Флориде. - Мы собираемся и попытаемся создать, если сможем, еще десять ледоколов. У нас сейчас только один, а у России - сорок...".


Ледокол Healy у берегов Аляски

Как считал и что с чем сравнивал непредсказуемый Дональд Трамп, угадать невозможно, но пояснить необходимо. На "Балтийском заводе" в Петербурге, а теперь и на новой верфи "Звезда" в Приморье Россия строила и будет строить мощные ледоколы, прежде всего атомные, для обеспечения надежной проводки судов по трассе Севморпути, продления навигации и расширения судоходства в восточном секторе Арктики, где ледовая обстановка всегда наиболее тяжелая.

А ледоколы под американским флагом, о которых вел речь Трамп, - это по существу военные корабли, которые принадлежат службе Береговой охраны США. Помимо мощных дизелей и прочного корпуса они несут на борту много специального оборудования исключительно военного назначения. В том числе для того, чтобы собирать и передавать разведывательную информацию, поддерживать защищенную связь с ударными кораблями ВМС США, ставить при необходимости различные виды радиопомех, обеспечивать целеуказание. И цена такой начинки может достигать 30 и более процентов от стоимости всего ледокола.

Во второй половине 1970-х Береговая охрана США получила два "тяжелых" (по американской классификации) ледокола: Polar Star ("Полярная звезда") и Polar Sea ("Полярное море"). Назначенный ресурс - тридцать лет - они давно выходили. После аварии главной энергетической установки в 2011 году Polar Sea встал на прикол и какое-то время служил источником запчастей для Polar Star.

Последние двадцать лет (с 2000 года) главным вездеходом Береговой охраны США служит ледокол Healy, на котором развернуто пять исследовательских лабораторий. Водоизмещение у него (16 тысяч тонн) больше, чем у Polar Star и Polar Sea, а ледопроходимость слабее - максимум 1,6 метра. В Антарктиду Healy не ходит, а к Северному полюсу в 2015 году пробился - в рамках поддержки международной научной программы GEOTRACES, в которой российские ученые тоже участвуют.

Вот этот "парк" ледоколов и собираются обновлять-пополнять в США. А цель сомнения не вызывает - сдерживать и контролировать растущее российское присутствие в Арктике. Как справедливо заметили коллеги в "Коммерсанте", для России вывод на трассы Севморпути современных атомных ледоколов для поддержания круглогодичной навигации - "это инструмент развития своей экономики, американские ледоколы - это инструмент поддержания американского влияния".

У России, разумеется, тоже есть морская Пограничная служба, а в ее составе сторожевые корабли усиленного ледового класса и даже ледоколы. Но речь сегодня о другом - кто и с какими целями намеревается идти в Арктику. И кого видит в союзниках.

Месяц назад президент Трамп отдал указание разработать программу по развертыванию полярного флота из ледоколов к октябрю 2028 года. И тогда же, в июне 2020-го, на церемонии смены командующего Береговой охраной США, которая является таким же видом вооруженных сил как сухопутные войска, ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты, заявил, что эта служба получит "свой первый за последние 40 лет тяжелый ледокол".

А на недавней встрече во Флориде рассказал, что США сейчас обсуждают возможность строительства ледоколов по низкой цене. "Гораздо дешевле, чем это было. Это вас удивит", - передают агентства интригующие слова Дональда Трампа.

Разгадка их кроется, возможно, в сообщении из Хельсинки. Как передает оттуда РИА Новости, сразу два финских издания - Ilta-Lehti и Ilta-Sanomat - прогнозируют, что верфи Финляндии с большой вероятностью могут быть выбраны для строительства новых ледоколов по заказу США.

Газета Ilta-Sanomat в этой связи напоминает, что "финские ноу-хау в области ледоколов были продемонстрированы, например, на встрече президентов Саули Ниинисте и Дональда Трампа в октябре прошлого года. У американцев есть интерес к теме, а у Финляндии есть опыт в этой области".

"Объявление Белого дома, - вторит Ilta-Lehti, - станет музыкой для многих ушей в Финляндии, которая уже не первый год пытается продавать или сдавать в аренду США свои ледоколы".

Но самое интересное дальше: вероятность того, что Финляндия будет выбрана в качестве площадки для строительства новых ледоколов по заказу США, определенно возрастет, если власти в Хельсинки сделают выбор в пользу американских фирм Boeing и Lockheed Martin при закупке новых истребителей для финских ВВС.

В Минобороны Финляндии рассматривает пять вариантов: Boeing F/A-18 Super Hornet, Lockheed Martin F-35 (оба - США), Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (Великобритания) и Saab Gripen (Швеция). И всем пяти производителям Финляндия уже направила через правительства этих стран приглашения к участию в тендере на поставку боевых машин для национальных ВВС.

По условиям тендера новые истребители должны прибыть в Финляндию в 2025-2030 годах. А поддержанная Конгрессом США программа строительства ледоколов, проводит аналогию РИА-Новости, рассчитана до 2029 года.

Александр Емельяненков

Tags: геополитика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments