sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

Тривиальный феномен

На Западе активно обсуждается феномен "Тесла". За год ее акции выросли на 500% - с 250 до 1800 долларов. Финансовые гуру и специалисты автомобильной отрасли предупреждают, что рост не оправдан и имеет вид "пузыря". Что, конечно, вполне возможно - такие стремительные рывки выглядят весьма неоднозначно и редко заканчиваются хорошо.


Однако есть и нюанс. "Тесла" - это пример прорыва в будущее, ставка на новый уклад, на принципиально новый энергобаланс, который переходит от количественных изменений своих внутренних показателей к качественным. Объяснить феномен "Тесла" можно довольно просто - традиционные автопроизводители "отягощены" предыдущими модельными рядами и обязательствами по сопровождению ранее выпущенной продукции. Кроме того, есть и психологические установки, не позволяющие сделать ставку на принципиально новые источники энергии. Соответственно, все новые разработки на базе электродвигателей, водородных двигателей - все они носят, скорее, вспомогательный характер к основной деятельности "традиционных" автоконцернов.

У "Теслы" таких проблем нет, у Маска нет ничего, что тянуло бы "Теслу" в прошлое. Он начал сразу с прорывных технологий. Поэтому и стремительный рост - инвесторы вкладывают в перспективу, так как уже понятно, что нефтяная эра близка к своему завершению. Причем это совершенно не касается запасов нефти и газа - их более чем достаточно, но они неизбежно повторят судьбу всех предыдущих источников энергии: перестанут быть ключевыми энергоресурсами, но при этом никуда не исчезнут. Скорее, пройдут через ряд технологических революций и будут выглядеть совершенно иначе, чем сегодня.

К примеру, источник энергии первого технологического уклада - падающая вода - сегодня также используется в гидроэлектростанциях, энергия нагретого пара, приводящая в движение паровые котлы, сегодня применяется в теплостанциях, включая ядерные. Было бы опрометчиво хоронить нефть и газ, но их значение будет падать. На первое место выходят технологии "упаковки" энергии в твердые носители - батареи. Плотность "упаковки" и возможности батарей растут в последние годы просто по экспоненте, и автомобили "Тесла" уже демонстрируют поразительные возможности по запасу хода на одной зарядке, и это далеко не предел. Есть и разработки летательных аппаратов тяжелых классов на электроэнергии.

При этом сам по себе электродвигатель - не нечто новое. Но суть нынешнего технологического рывка - "отвязать" его от проводов, сделать двигатель и движимый им механизм автономным и устойчивым к окружающим условиям. Собственно, это и станет основой нового технологического уклада. И "Тесла" в этом смысле - на самых передовых позициях.

Поэтому и столь стремительный рост. Даже рискованный с точки зрения "обычной" биржевой игры. Идущий первым всегда снимает все сливки и получает максимальную прибыль. Подобные возможности возникают крайне редко - в период катастрофических изменений, где вперед вырываются очень немногие, способные приспособиться к новым условиям. Потом, конечно, их станет много, но на "переломе" таких всегда единицы.

Собственно, потому и 500 процентов за год - это инвестиции в будущее.

Нас, понятно, все это не касается. Наши трудолюбивые пилильщики бюджетов не могут поднять голову и взглянуть в будущее. Во-первых, им некогда - они растаскивают последнее, о каком будущем вы вообще говорите? Кроме того, интеллектуальный уровень всей этой шантрапы таков, что рассчитывать на прорывные идеи у них - верх наивности. Поэтому остается только одно - оттопыривать губу и рассказывать, что вот-вот, буквально на днях, все конкуренты рухнут и обанкротятся. Сланцевая отрасль, Илон Маск со своим космосом и "Теслой", на худой конец, взорвется Йеллоустоун.

Мечты, мечты, где ваша сладость.

Эль Мюрид

Tags: технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments