sozero (sozero) wrote,
sozero
sozero

Categories:

Что такого особенного в дроне "Байрактар"

После недавних боев в Карабахе некоторые комментарии в российском интернете даже читать страшно.

– Турки создали супердрон, против которого нет защиты!

– Российские военные опять проглядели! Украина покупает 48 "Байрактаров" и теперь она нас завоюет!

– Россия повторит судьбу Карабаха, украинские дроны сожгут нашу армию за пару дней!


Ну, и много другого не менее шедеврального бреда. В этой статье мы рассмотрим этот самый "Байрактар" чуть подробнее и поймем, что он из себя представляет. Ну, хотя бы примерно.

Итак, само слово "Байрактар" с турецкого переводится как "Несущий знамя", "знаменосец". Если в двух словах, то это боевой летательный аппарат, управляемый с земли. То есть пилот внутри него напрочь отсутствует.

И это, собственно, его главное преимущество – можно летать над врагом, подглядывать, бомбочки разные бросать, и при этом – не рисковать жизнями собственных людей. Оператор сидит в защищенном месте и управляет дроном с расстояния до 150 километров.

При этом, не стоит думать, что этот беспилотник совершает какие-то чудеса пилотажа, маневрируя на безумной скорости и высоте.

Напротив, это очень спокойный и неповоротливый летательный аппарат, крейсерская скорость которого составляет... всего 130 км/ч. Просто вдумайтесь – это скорость советских "Жигулей". Хотя... С пьяным водителем "Жигули" даже побыстрее будут.

Кажется, Байрактар познал жизнь, и потому не спешит. Только вот глядя на такую неспешность, думаешь, что оборона против беспилотника может выглядеть как-то так:


Хотя, это я шучу, конечно. Из автомата или винтовки в Байрактар попасть, можно, но только на взлёте или, еще лучше, пока он стоит на земле. В условиях же реального боя, "Байрактар" парит на высоте до 8 километров. Глазом не разглядишь, пулей не достанешь.

Внешний вид и основные параметры

Строят эту машину, как вы уже поняли, турки. Хотя, турецкого в ней мало. Двигатель – канадский, тормоза – американские, бак для топлива – французский, топливный насос – британский. Ну, и далее по списку.

Такая "международная солянка" сыграла с беспилотником злую шутку. Прямо во время конфликта в Карабахе Канада сообщила, что больше не будет поставлять Турции двигатели и систему слежения, так что Байрактар рискует остаться слепым и недвижимым куском металла.

Ну, это ладно. В эти дела мы не лезем. Вы мне лучше скажите, как может выглядеть беспилотник, летающий со скоростью 130 км/ч? Лично я бы подумал, что как-то так:


Но нет, по габаритам Байрактар – это что-то типа спортивного одноместного самолета. Размах его крыльев – 12 метров:


Команда разработчиков дрона

Особенность конструкции в том, что пропеллер у него расположен не спереди, а сзади. То есть он не "тянет", а как бы "толкает" беспилотник вперед.

Канадский двигатель, установленный на Байрактаре, имеет мощность 100 лошадиных сил (да-да, меньше, чем у большинства легковушек). А масса всего аппарата – 650 килограмм. Это меньше, чем у автомобиля "Ока".

Благодаря таким параметрам, дрон способен находиться в воздухе до 24 часов без перерыва. И в этом заключается его второе преимущество – постоянная готовность.

Если взять, например, обычный самолет, то держать его в воздухе – очень дорогое удовольствие. Стоимость 1 часа полета современного истребителя начинается от 3 миллионов рублей! Представьте, "трехкомнатная в Самаре" просто вылетает из сопла за 60 минут.

Естественно, никто не хочет напрасно тратить такие деньги, поэтому самолеты большую часть времени стоят на земле и ждут особого случая. И даже когда этот случай наступает – самолету нужно еще успеть взлететь и долететь до цели.

А вот дрону (и это касается не только Байрактара) – взлетать не нужно, он и так часами находится в воздухе. При этом расходы на его полет – мизерны (ну, сколько там сожрет 100-сильный движок?).

Когда же в его поле зрения появляется цель – он может ее тут же уничтожить, не тратя время на все эти "взлеты/прилеты".

Вот в этом и заключается все коварство беспилотников, и, в частности, Байрактаров. Летает себе такая бесшумная штука где-то на высоте 8 километров, наблюдает... А потом – бац! Пускает ракету прямо в цель, стоит той только выглянуть из-за угла.

Раньше такая цель могла успеть "проскочить", так сказать, потому что задействовать обычную авиацию – слишком долго. В случае же с беспилотниками проскочить не получится – достаточно лишь только появиться в зоне видимости дрона, чтобы получить ракету с небес.

Кстати, о ракетах. Их на Байрактаре – 4 штуки. Каждая весит по 38 килограмм и в длину достигает 1,75 метра. Это боеприпасы типа "Воздух-Земля". То есть стрелять по самолетам они не могут, только по наземным целям – танкам, БТР, автомобилям, зданиям и т.д.

Получается, рой таких дронов может натворить много бед. И при всем при этом, 1 Байрактар стоит "всего" 8 миллионов долларов. Это в несколько раз меньше, чем истребитель. Например, наш Миг-29 стоит 22 миллиона долларов, а Су-57 – 100 миллионов.


Вот какие преимущества имеет чудо-дрон:

• Нет риска для жизни пилота
• Постоянная готовность и быстрая реакция
• Экономичность полета
• Низкая стоимость 1 единицы
• Ударная мощь из 4 ракет

Можно добавить еще малошумность, способность вести разведку, действовать автономно и многое другое.

Но и без того понятно: современный боевой дрон – действительно эффективное оружие, способное переломить ход войны, как мы это увидели в Карабахе.

Что там с Украиной

На данный момент Украина уже приобрела 6 Байрактаров, а в ближайшее время планирует заполучить еще одну партию из 48 штук.

Стоимость контракта точно не известна, но называются суммы от 350 до 560 миллионов долларов. Что для современной Украины – просто какие-то фантастические деньги.

Видимо, большие надежды они на дроны возлагают, раз так тратятся.

Так что, России нет спасения?

Выше мы рассмотрели все преимущества Байрактара и кажется, что это действительно что-то прям очень страшное и угрожающее России.

На самом же деле, подобные беспилотники рассчитаны как раз на такие конфликты, как были в Карабахе – их применяют против слабой, плоховооруженной армии.

Например, в Сирии турецкие Байрактары успешно работали по войскам Асада. Уничтожили кучу танков, артиллерии, БТР... Но потом Асаду подогнали установку "Бук" и за несколько дней она сбила сразу 6 Байрактаров. После этого турки поспешили заключить с Асадом перемирие.

Все дело в том, что современная ПВО не оставит Байрактару никаких шансов. Он может действовать только там, где небо почти не защищено (по современным меркам) – в Карабахе, в Ливии, в Сирии (до прихода туда России), на Донбасе и т.д..

Использовать же Байрактары против территории России... Хм. Это как использовать воробьев против ястреба.

Дальность стрельбы ракет этого беспилотника – всего 10 километров. К действительно защищенным объектам он на такое расстояние подлететь никак не сможет. А российская граница – это действительно защищенный объект.

Кроме того, хоть Байрактар и дешевле самолета, но цена под 8 миллионов долларов (600 миллионов рублей) – это тоже не мало. Ракета от ЗРК "Бук", которая сбивает такой беспилотник, стоит порядка 3 миллионов рублей.

То есть, к нам можно отправлять хоть рой дронов, хоть лавину, хоть дроновое цунами. На каждый 600-миллионный Байрактар у нас найдется одна 3-миллионная ракета.

А что есть у России?

У России есть несколько типов дронов. Как собственной разработки, так и создаваемых по лицензии Израиля. Все их перечислять не буду, просто скажу про вот такую игрушку. Она реально – для взрослых:


Это – "Охотник". Полностью российский беспилотный летательный аппарат.

Выполнен по технологии "Стелс". Скорость – до 1400 км/ч, дальность полета – 6000 км. Потолок – 18 км. На борту – до 8 тонн ракет и бомб. Способен работать в паре с истребителем 5-го поколения Су-57, выполняя функции боевого робота. Цена – около 15 млн долларов.

Короче, это вам не Байрактар, конечно, но тоже неплохо.

Ссылка.

Tags: авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments